В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям. Увеличение количества детей раннего возраста с недостатками речи подтверждается статистикой нашего ДОУ. Так, ЗРР имели:
2008 г. – 63 % детей 2-3 летнего возраста;
2009 г. – 71 % детей;
2010 г. – 77 %.
В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (91%), 5–6 лет (85%). При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего (подготовительного) возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей. Учитель-логопед в первую очередь оказывает помощь детям подготовительных групп, дети старшего и тем более среднего возраста остаются без логопедической помощи.
На основании результатов обследования речи и даты постановки на учет и ожидания логопедических занятий, зачислены на логопедический пункт:
2008 – 2009 уч.год – 27 детей;
2009 – 2010 уч.год – 26 детей;
2010 – 2011 уч.год – 29 детей.
Анализируя логопедические заключения, можно сказать следующее:
Учебный год | 1 | 2 | ||||
ОНР | ФФН | ФН | Заикание | Функциональная дислалия | Лёгкая степень дизартрии | |
2008 – 2009 | 77 % | 18 % | 5 % | 0 % | 92 % | 8 % |
2009 – 2010 | 73 % | 27 % | 0 % | 7 % | 80 % | 13 % |
2010 – 2011 | 62 % | 38 % | 0 % | 0 % | 93 % | 7 % |
За это время рекомендовано посещение логопедической группы 14 детям раннего возраста. Но выведены и посещают логопедический детский сад – 2 детей.
В последнее время часто говорят о ранней диагностике и ранней логопедической помощи, но логопед, работающий на одну ставку просто не в силах охватить такое количество детей-логопатов.
Таким образом, для улучшения логопедической помощи детям с нарушениями речи необходимо:
- организация логопедического воздействия в более раннем возрасте в разных типах и видах учреждений с целью стимуляции задержанного или нарушенного речевого развития (медицинских и образовательных);
- открытие дополнительных специализированных детских садов или логопедических групп для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- увеличение количества ставок специалистов-логопедов в ДОУ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий