Перечень необходимой документации учителя-логопеда, работающего на дошкольном логопункте:
1. Журнал первичного обследования речи и консультаций детей.
2. Список детей, зачисленных на индивидуальные логопедические занятия.
3. Журнал учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия.
4. Список детей, нуждающихся в специальных условиях воспитания и обучения.
5. Журнал отчисления детей с индивидуальных логопедических занятий.
6. Журнал динамического наблюдения.
7. Перспективные и календарные планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми.
8. Годовой план консультативно-методической работы с педколлективом ДОУ и родителями.
9. Отчет о проделанной работе за прошедший учебный год.
10. Речевая карта на каждого зачисленного ребенка.
Удобна в работе при обработке данных первичного логопедического обследования Анкета для родителей ребенка с речевыми нарушениями, составленная из пунктов, содержащих необходимые ответы на вопросы, касающиеся общих данных о ребенке, анамнеза и др.
Актуальные проблемы, состояние
и перспективы развития логопедической службы в МДОУ.
В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям. Увеличение количества детей раннего возраста с недостатками речи подтверждается статистикой нашего ДОУ. Так, ЗРР имели:
2008 г. – 63 % детей 2-3 летнего возраста;
2009 г. – 71 % детей;
2010 г. – 77 %.
В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (91%), 5–6 лет (85%). При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего (подготовительного) возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей. Учитель-логопед в первую очередь оказывает помощь детям подготовительных групп, дети старшего и тем более среднего возраста остаются без логопедической помощи.
В связи с увеличением количества дошкольников с теми или иными нарушениями речевого развития невозможно оказание им коррекционно-педагогической помощи и только в рамках логопедических групп. Тем более возрастают роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.
Выбор способов и форм оказания логопедической помощи напрямую связан с определением особенностей детей, образовательными запросами родителей (законных представителей), возможностями самой региональной системы образования, что в совокупности выделяет следующие формы организации логопедического воздействия:
· Группы для детей с ФФН и ОНР;
· Логопедические пункты в ДОУ;
· Внутригрупповая дифференциация индивидуально-педагогической работы с детьми в ходе регламентированной и нерегламентированной деятельности (работа сводится к развитию речи детей, формированию у них связного, выразительного и логического высказывания).
Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи. К сожалению, по данной модели организации логопедической помощи до сих пор нет ни одного нормативного документа федерального уровня. Публикации в ряде изданий, особенно в научно-методическом журнале «Логопед», помогают эффективнее решать вопросы профилактики и коррекции недостатков речи. Тем не менее, у логопедов порой возникают проблемы, требующие неординарного подхода, как к организации, так и к отбору содержания коррекционно-речевой работы.
При анализе имеющихся к настоящему времени положений о дошкольных логопедическим пунктам по отдельным городам и областям РФ обнаруживается много расхождений и несоответствий, касающихся специфики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Эти расхождения и несоответствия касаются:
- перечня видов и форм речевых недостатков, с которыми зачисляются дети;
механизма зачисления;
- количества одновременно занимающихся в логопункте детей;
- рекомендованной частоты индивидуальных и групповых занятий детей с различной структурой речевого дефекта;
- перечня документации учителя-логопеда.
Несоответствия в ряде положений вызваны главным образом тем, что за основу в них взято письмо Министерства образования России от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Формулировка названия письма дает возможность предполагать, что оно относится и к деятельности логопедического пункта ДОУ, так как детские сады являются тоже общеобразовательными учреждениями. Но данное письмо целиком и полностью определяет порядок организации деятельности только школьного логопункта, что следует из содержания письма и приложений к нему.
Жестко регламентировать работу логопеда в данных условиях нецелесообразно, так как жесткая регламентация приведет к формальности в работе, не позволит в полной мере учитывать структуру речевого дефекта и психофизические особенности каждого ребенка; ограничит инициативу и творческий подход к решению коррекционных, организационно-методических задач логопеда.
Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий.
1) Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.
В отличие от специализированного ДОУ (групп), задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени , специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Логопед на логопункте для воспитателя все равно что повар, у каждого своя работа. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы.
2) В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 25 человек.
3) В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.).
4) Для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т.Б., Ушаковой О.С., Ткаченко Т.А., Грибовой.О.Е., Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Коноваленко В.В и С.В. и др.
5) Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.
6) Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада
Что касается механизма зачисления в логопункт, то требования зачисления через МПК, на мой взгляд, нерациональны. Зачисление же, проводимое учителем-логопедом данного логопедического пункта по результатам первичного обследования, вполне оправдано, тем более что объективность зачисления может быть подтверждена логопедическими заключениями логопедов городских поликлиник во время ежегодных логопедических обследований детей массовых детских садов.
По количеству одновременно занимающихся и общему количеству детей, прошедших через занятия в логопедическом пункте в течение учебного года, целесообразно определять как максимальное, так и минимальное число занимающихся. При наличии большого количества детей с тяжелыми нарушениями речи невозможно вписать во временные рамки рабочего времени логопеда более чем 12 детей. В то же время при выявлении у большинства детей только легких недостатков речи можно проводить занятия и с 20 детьми. То же касается и сроков коррекционной работы, и основных форм организации коррекционно-речевой работы и частоты проведения занятий.
Основной формой работы с дошкольниками в логопункте детского сада являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Это объясняется следующими причинами:
· Необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты;
· Различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы;
· Различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами;
· Индивидуальным темпом усвоения материала;
· Необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков;
· Соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.
Эти и некоторые другие причины не позволяют организовывать стабильные подгруппы детей для проведения логопедических занятий: подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны.
Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу. Поэтому очень часто приходится прибегать к формам, которые редко освещаются в специальной литературе, а именно, групповой постановке звуков.
Еще одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие играют в специально подобранные игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия, чувства ритма и т.п. Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи.
Методы и приемы, используемые во время коррекционного процесса традиционные, научно-обоснованные. Однако, несмотря на то, что основная цель работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта – исправление нарушений звукопроизношения, параллельно решаются задачи, связанные с формированием лексико-грамматического строя языка ребенка. Пополнение словаря происходит не только благодаря введению в него новых слов, выступающих в качестве речевого материала, уточнению их значения, но и за счет постепенно формирующихся в ходе занятий словообразовательных умений и навыков. Образно говоря, ребенок дополнительно к исправлению нарушений звукопроизношения получает инструмент для дальнейшего наращивания словарного запаса, что, в свою очередь, увеличивает возможности тренировочных упражнений.
Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Объем консультативно-методической работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта во много раз превышает объём аналогичной работы в условиях группы компенсирующей направленности, особенно это заметно в дошкольных учреждениях с большим количеством групп. А распределение рабочего времени учителя-логопеда, отводимого на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, в разных положениях и методических рекомендациях отличается большой вариативностью. От «все 4 часа своего рабочего времени логопед работает непосредственно с детьми» до «недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых 15-16 часов отводится на непосредственную работу с детьми, 4-5 часов – на организационно-методическую и консультативную работу с педагогами ДОУ и родителями». Поскольку частота и объём консультативной работы выявляются в процессе коррекционно-речевой работы, то в рабочем времени логопеда для этого, конечно, должно быть время, свободное от занятий с детьми.
Анализ актуальных проблем организации и методического обеспечения логопедического процесса в ДОУ позволил выделить следующие основные направления их решения:
1. Для повышения качества и эффективности логопедической работы, реализации системного подхода при организации коррекционного процесса в логопедическом пункте ДОУ учитель-логопед обязан руководствоваться нормативными документами, утвержденными органами управления образования;
2. При осуществлении коррекционного процесса учитель-логопед свободен и самостоятелен в выборе программ и методик коррекции различных речевых нарушений, что раскрывает возможность и создает условия для проявления творческого профессионального потенциала учителя-логопеда;
3. Решение данных проблем возможно при осуществлении руководства и контроля за работой логопедических пунктов заведующими ДОУ и районными (городскими) отделами образования, а также при всесторонней и углубленной проработке программно-методических аспектов, адаптированных к условиям логопедического пункта ДОУ и их непосредственное внедрение в практику.
Необходимо разработать и апробировать систему управленческого содействия, включающую прежде всего создание организационных и кадровых условий для эффективной работы логопункта:
1. Для повышения качества и эффективности логопедической работы, реализации системного подхода при организации коррекционного процесса в логопедическом пункте ДОУ учитель-логопед обязан руководствоваться нормативными документами, утвержденными органами управления образования;
2. При осуществлении коррекционного процесса учитель-логопед свободен и самостоятелен в выборе программ и методик коррекции различных речевых нарушений, что раскрывает возможность и создает условия для проявления творческого профессионального потенциала учителя-логопеда;
3. Решение данных проблем возможно при осуществлении руководства и контроля за работой логопедических пунктов заведующими ДОУ и районными (городскими) отделами образования, а также при всесторонней и углубленной проработке программно-методических аспектов, адаптированных к условиям логопедического пункта ДОУ и их непосредственное внедрение в практику.
Необходимо разработать и апробировать систему управленческого содействия, включающую прежде всего создание организационных и кадровых условий для эффективной работы логопункта:
- формирование нормативно-правовой базы локального уровня, регламентирующей деятельность специалистов в рамках логопункта;
- модификация системы управления ДОУ и признание логопункта в качестве одного из основных звеньев коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста;
- создание коррекционного блока специалистов, обеспечивающих работу с детьми раннего возраста с отклонениями речевого развития (с включением дополнительной ставки учителя-логопеда, привлечением воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога и т.д.);
- внесение изменений в функциональные обязанности специалистов, воспитателей детей раннего и старшего возрастов, осуществляющих коррекционную работу;
- разработка программы экспериментальной работы по коррекции и предупреждению отклонений в развитии детской речи;
- заключение договоров с родителями по включению их в коррекционно-предупредительный процесс как равноправных участников.
Тогда логопедическая работа в период дошкольного детства в условиях логопедического пункта позволит своевременно выявить и максимально исправить имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение.
все правильно!
ОтветитьУдалитьКонтактное лицо: pedroloanss@gmail.com / номер WhatsApp +1-8632310632 для получения кредита со ставкой 2%,
ОтветитьУдалитьГ-н Педро позволил мне воспользоваться невероятной возможностью переехать и расширить свой бизнес благодаря его кредитному предложению в решающий момент. Поддержка, которую я получил от кредитной фирмы Педро, работающей на нее, была бесценной.