Теоретические вопросы логопедии

Хочется открыть записи на этой странице КЛАССИФИКАЦИЕЙ звуков речи.
ТЕМА № 1. Классификация звуков русского языка
с учётом анатомо-физиологических особенностей
их образования

         В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть, твёрдое нёбо) и голосообразующий аппарат – голосовые складки.

         Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
согласные – все остальные.
Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:
носовые  [м], [м], [н], [н];
ротовые – все остальные.
Классификация звуков по работе голосовых складок:
гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];
сонорные – [j], [м], [м], [н], [н], [л], [л], [р], [р];
звонкие – [в], [в], [з], [з], [ж], [б], [б], [д], [д], [г], [г];
глухие – [ф], [ф], [с], [с], [ш], [п], [п], [т], [т], [к], [к], [х], [х], [ч], [щ].
Классификация согласных звуков по способу образования:
смычно-взрывные – [п], [п], [б], [б], [т], [т], [д], [д], [к], [к], [г], [г];
смычно-проходные – [м], [м], [н], [н], [л], [л];
щелевые (фрикативные) – [ф], [ф], [в], [в], [с], [с], [з], [з], [ш], [ж], [щ],  [j], [х], [х];
смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];
дрожащие (вибранты) – [р], [р].
Классификация согласных звуков по месту образования:
губно-губные – [п], [п], [б], [б], [м], [м];
губно-зубные – [ф], [ф], [в], [в];
переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л], [р], [р], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т], [д], [н], [с], [с], [з], [з], [ц];
среднеязычные – [j];
заднеязычные – [к], [к], [г], [г], [х], [х].
Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
мягкие – [j], [щ], [ч], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.;
твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.
Классификация гласных звуков по степени подъёма языка в ротовой полости:
верхний подъём – [и], [ы], [у];
средний подъём – [э], [о];
нижний подъём– [а].
Классификация гласных звуков по участию в артикуляции разных частей языка:
гласные переднего ряда – [и], [э];
гласные среднего ряда – [ы], [а];
гласные заднего ряда – [у], [о].
Классификация гласных звуков с учётом лабиализации:
лабиализованные – [о], [у];
нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а].

         Таким образом, видно, что все звуки русского языка взаимосвязаны и взаимозависимы. Логопед должен хорошо знать фонетическую систему родного языка, чтобы в каждом отдельном случае решать с чего начать, на что опереться при работе по формированию или уточнению произношения любого звука.



ТЕМА № 2 . 
Последовательность создания образа-представления
коррегируемого (изучаемого) звука.

Эта работа может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.  Скачать ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ОБРАЗА



ТЕМА № 3.    ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.  
Термины и определения в логопедии.
ЧИТАТЬ, СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ