«Давай выучим стишок к
празднику!» – вряд ли взрослые, адресуя подобные реплики ребёнку, понимают,
какой сложный психический процесс они при этом запускают. Память как способность
запечатлевать и сохранять впечатления, дарована человеку с самого рождения, но владеть
ею мы учимся всю жизнь.
Люди с древних времён
старались изобретать приёмы, помогающие запоминать нужную информацию, передавая
их из поколения в поколения под общим названием «мнемотехника» (от греческого
слова «мнемо»- память). Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Дети с общими нарушениями и задержкой психического развития испытывают особые затруднения в усвоении заданий по развитию речи: они отличаются скудным словарным запасом, неумением согласовывать слова в предложении, нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления.
Основной «секрет»
мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении
соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в
дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг
воспроизводит все ранее соединённые образы.
Хорошо известно, что язык
мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу
на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но
где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать
телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и
является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных
операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под
сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.
Дошкольный возраст – это
возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок
овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны,
различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели,
схемы, таблицы и другое).
Использование обобщений
позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено
исследованиями психологов Л.Венгера, А.В.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития
образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком
способности к замещению и пространственному моделированию.
При работе с детьми, с
нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную
деятельность. Как правило, у таких детей неважная память, снижено внимание, не
так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой
деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению
заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
В силу этих и других причин
дети с речевыми нарушениями не любят
учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания.
Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и
отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес
к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и
самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
В дошкольном возрасте
преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном
непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство –
исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось
надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней.
Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания,
сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и
непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить
стихотворение.
Правильная организация обучения детей с нарушенной речью – очень сложное дело. Следует помнить,
что, как и для нормально развивающихся детей наиболее эффективно такое
обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его
возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне
обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность
которых очевидна.
Эффективным коррекционным
средством при обучении связной речи дошкольников с ОНР служат приёмы
мнемотехники. Они заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком,
сокращают время обучения, развивают память, внимание, образное мышление.
При разучивании стихотворений
суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание
придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается
схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение,
воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает
готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в
процесс создания своей схемы.
Используемые интернет-ресурсы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий