суббота, 5 февраля 2011 г.

Нарушение письма

Письменная речь - это вторичная более поздняя по времени возникновения форма существования языка. В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которое формируется только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия». Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано «… ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения».
     Некоторые учителя считают эти ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.д. Но на самом деле это не так: в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность, фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.
     Чтобы выбрать правильный путь индивидуальной коррекции, необходимо определить форму нарушения. Выделяют 5 форм дисграфии.


     1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.
     Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

     2. Акустическая форма дисграфии.
     Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
     Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д.

     3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
     Для этогй формы дисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
    
пропуски букв и слогов;     • перестановка букв и (или) слогов;
     •
недописывание слов;
     •
написание лишних букв в слове (бывает когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»;
     •
повторение букв и (или) слогов;
     •
контоминация - в одном слове слоги разных слов;
     •
слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»);
     Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи.

     4. Аграмматическая дисграфия.
     Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
     Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

     5. Оптическая дисграфия.
     В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов.  Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки:  и  ш ц щ; б в д у…..

     Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

     Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
     • недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;     • добавление лишних элементов;     • пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;     • зеркальное написание букв.
     Уважаемые Родители! Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
     Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодалены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
     На что обратить особое внимание:
     1. Если Ваш ребенок левша.
     2. Если он - переученный правша.
     3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
     4. Если в семье говорят на двух или более языках.
     5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии. Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению).
     6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

     К мерам ранней профилактики дисграфии (дислексии) относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.

     Хочется уделить особое внимание такой проблеме, как дизорфография. Дизорфография - это особая категория специфических нарушений письма, проявляющихся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил).
     Основными трудностями являются обнаружение орфограмм и решение орфографических задач. Особенно трудны орфограммы с безударными гласными в окончаниях слов.
     Окончание - это изменяемая, а значит наиболее «нестабильная» часть слова, при помощи которой выражается связь между словами в предложении.
     При дизорфографии отмечается также «…стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е.  пунктуацией». (А.Н. Корнев)

     Уважаемые Родители! Для того чтобы исключить неправильное толкование проблем, необходимо проконсультироваться у квалифицированного специалиста - логопеда!

Комментариев нет:

Отправить комментарий