пятница, 4 февраля 2011 г.

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения.

Научить детей дошкольного возраста говорить чисто и правильно – важнейшие цели, которые стоят перед логопедами, воспитателями и родителями. Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции. А именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.
 Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.
 Артикуляционная гимнастика может проводиться:
o Фронтально (с группой), общеразвивающие упражнения;
o Индивидуально;
o Подгруппой (3-4 человека), упражнения на определённый звук.
 В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические - удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.
 К статическим относятся:
- «улыбка»,
- «трубочка»,
- «окошко»,
- «лопатка»,
- «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.
 Динамические упражнения:
- «улыбка-трубочка»,
- «качели»,
- «маятник»,
-«лопатка-иголка».
Важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.
Методика проведения артикуляционной гимнастики.
В процессе выполнения гимнастики обращается внимание на объем движений, скорость, координированность, точность, плавность, на симметричность работы групп мышц, на поиск позы, удержания ее, переключаемость с одного движения на другое. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а  качество их выполнения.
 Подбор артикуляционных упражнений осуществляется по основным критериям:
1.     Учет нормальной артикуляции нарушенного звука;
2.     Учет конкретной формы нарушенного произношения;
3.     Учет индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей ребенка.
 Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:
o губ,
o нижней челюсти,
o языка,
o мягкого нёба,
o мимической мускулатуры (щёк).
  А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:
o Для заднеязычных звуков;
o Для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’) звуков;
o Для губных звуков;
o Для свистящих звуков;
o Для шипящих звуков;
o Для сонорных звуков;
o Для мягких звуков;
o Для звонких звуков.
Данные комплексы предлагают при подгрупповой или индивидуальной работе.
 Упражнения могут выполняться активно (самостоятельно ребенком) и пассивно (с участием логопеда, воспитателя, родителей). Пассивные постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем в активные.
Все артикуляционные упражнения на начальных этапах выполняются перед зеркалом с активным использованием зрительного контроля, на поздних этапах без зеркала, лицом к логопеду. Это дает возможность развитию кинестезии или кинетических ощущений, как «базальных компонентов речи» (Павлов), необходимых для произношения звуков. Кинестезия (кинетические ощущения) - это ощущения положений и движений органов артикуляции.
 Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе, увеличивая под счет. Упражнения прекращают выполнять при гиперемии
(покраснении), посинении (цианозе), треморе (мелкие подергивания). Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущность для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка.
(Показ картинок для артикуляционной гимнастики)
  Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку.
o Улыбнись
o Покажи зубы,
o Приоткрой рот,
o Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.
Методика проведения упражнения:
1.     логопед или воспитатель рассказывает о выполнении упражнений;
2.     предлагает образец выполнения упражнения;
3.     контролирует и корректирует выполнение упражнений ребенком.
 Артикуляционная гимнастика длится не более 5-8-10 минут. Чем чаще и качественнее выполняется гимнастика, тем эффективнее пройдет постановка звука. В группах детского сада - после общей зарядки перед завтраком. Каждое упражнение выполняется не более 10 раз. Успешность тренировки в значительной степени определяется правильной дозировкой упражнений. За прием предлагается 3-5 упражнений, при этом учитываются индивидуальные особенности детей. За 1 прием предлагается только 1 новое упражнение.
Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы,  обязательно чисто вымытые  руки и у ребенка и у взрослого. При проведении пассивной гимнастики стерильные салфетки, латок для использованных салфеток. Не забывайте, что через слюну передаются множество микробов.
  Вывод:
o Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка.
o Логопед должен правильно подобрать артикуляционные упражнения с учётом формы речевого нарушения и конкретно нарушенного звука.

Комментариев нет:

Отправить комментарий