Диагностическая работа
Воспитатель сообщает логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания; проводит диагностику общего развития.
Учитель-логопед проводит ежегодное комплексное логопедическое обследование всех детей среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает для каждой группы детей:
- в «Экранах звукопроизношения», которые наглядно указывают на звуки, нарушенные в произношении каждого ребенка, а также этапы работы над ними;
- в «Листах учета результатов обследования детей» , в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп:
с нормальным речевым развитием,
дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия),
лексико-грамматическими нарушениями,
недоразвитием фонематического восприятия,
нарушениями слоговой структуры,
испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.
Опираясь на эти диагностические данные, воспитатели планируют занятия с детьми исходя из основных коррекционных задач.
- в «Листах учета результатов обследования детей» , в которых каждый ребенок отнесен к одной из следующих групп:
с нормальным речевым развитием,
дефектами звукопроизношения (простая дислалия, сложная дислалия, стертая дизартрия),
лексико-грамматическими нарушениями,
недоразвитием фонематического восприятия,
нарушениями слоговой структуры,
испытывающие трудности в овладении языковым анализом и синтезом.
Опираясь на эти диагностические данные, воспитатели планируют занятия с детьми исходя из основных коррекционных задач.
Коррекционная работа
Воспитатель осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов; занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики; оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков; способствует совершенствованию грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры; проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
Учитель-логопед оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи. Дети, наиболее нуждающиеся в индивидуальном подходе, вносятся в «Карту индивидуальной работы» (приложение 3), которая является единой для всех специалистов, имеет разделы по развитию речи и заполняется учителем-логопедом или воспитателем. Дает ежемесячные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр и занятий с учетом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период. Так, для младшего дошкольного возраста работа планируется по следующим основным разделам:
- развитие понимания речи;
- развитие фразовой речи;
- расширение словарного запаса (пассивного и активного);
- совершенствование грамматического строя речи (понимание грамматических конструкций);
- развитие общих речевых навыков;
- мелкой моторики;
- артикуляционной моторики.
Для детей среднего возраста усложняется работа над грамматическим строем речи, включаются простые упражнения на словообразование и словоизменение: «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы слова). Больше внимания уделяется совершенствованию связной речи, развитию фонематического восприятия.
В старшей и подготовительной группах, помимо игр на обогащение словаря, планируются игры и упражнения, способствующие формированию навыков словообразования: «Слова-родственники» (образование родственных слов), «Что из чего» (образование относительных прилагательных) и др. В разделе «Совершенствование грамматического строя речи детей» широко представлены игры на закрепление правильного употребления предложно-падежных конструкций, окончаний множественного числа, согласование различных частей речи и др. Качественно изменился раздел «Развитие связной речи детей»: в него добавлены рассказы-сравнения, творческие, коллективные («рассказ по цепочке»), неоконченные рассказы. В старшем дошкольном возрасте появились новые разделы: «Обучение грамоте», включающий игры и упражнения на развитие языкового анализа и синтеза; «Совершенствование слоговой структуры речи», направленный на отработку слов сложной слоговой структуры и заучивание чистоговорок и скороговорок.
Таким образом, данные рекомендации по планированию работы по развитию речи значительно облегчают задачу воспитателя, так как не требуют глубокого знания возрастных норм и содержат конкретные игры и упражнения по каждому разделу. Сама же работа воспитателя становится направленной, конкретной и действенной. Учитель-логопед дает рекомендации по планированию работы во всех возрастных группах.
Профилактическая работа
Профилактическая работа в ДОУ необходима дошкольникам для естественного и свое-временного развития речи. Основная цель этой работы - создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии. Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.
Учитель-логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации воспитателям по ее обогащению.
Согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия.
Представленная система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ по организации и планированию работы направлена прежде всего на повышение качества образовательного процесса и осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам с нарушениями в развитии речи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий