· Начнем с Вас. Говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
· Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию - но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.
· Говорите четко. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово. Дети очень чутки к интонациям, поэтому старайтесь говорить как можно более выразительно.
· Тоже, но по-разному. Повторяйте помногу раз одно и тоже слово, да и фразу, меняя порядок слов. Если Вы хотите, чтобы ребенок усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды.
· Не употребляйте слишком много длинных фраз. И не перегружайте ребенка большим количеством незнакомых слов.
· Очень важно: хорошее настроение. Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации.
· Все чувства - в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть изучать различными способами. Если Вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз - коротко, четко, выразительно.
· В основе речи - стремление к обучению. Поддерживайте стремление ребенка общаться.
· Стремитесь к разнообразию. Если лепет малыша однообразен, старайтесь, обогатить его. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.
· Уважайте его попытки говорить. Когда ребенок говорит, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания - поэтому ему необходимо слышать себя.
· Учите в игре. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова, для того, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не Вы. а ситуация.
· Не предупреждайте его желания. Если родители предупреждают желания ребенка, то у малыша нет необходимости произносить что-либо. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.
· Расширяйте словарь малыша. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его - это пассивный словарь; говорит - это активный. Активный может быть совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему Вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия.
· Ведите дневник. Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он уже понимает, какие слова произносит, в каких ситуациях - так Вы сможете день за днем судить о его успехах.
· Развивайте фонематический слух. Побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса - крыша, нос - нож, уточка -удочка и т. д.)
· Не пренебрегайте звукоподражаниями. Короткие слова, основанные на звукоподражаниях облегчают ребенку начальные стадии вхождения в речевую стихию. Потом они уйдут сами собой, станут ненужными, но пока не пренебрегайте ими, сейчас они нужны Вашему ребенку.
· Читайте, читайте, читайте... Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз - не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Постарайтесь разыграть стихотворение -покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Когда ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, попробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.
· Пальцы помогают речи. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики - точных движений пальцев рук, т. к. она тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - все это поможет речи, а в будущем и письму.
· Будьте терпеливы, снисходительны и ... осторожны. Если Ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово - правильно. Он обязательно повторит за Вами, когда придет время.
· Только Вы! Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!
Комментариев нет:
Отправить комментарий