пятница, 21 октября 2011 г.

Развитие речевого аппарата малыша.


Главное – интерес и старание.
Помните: если у малыша пока не выходит проговаривать отдельные звуки, но зарядка для языка ему нравится, – это уже хорошо. Заниматься желательно не реже чем 3–4 раза в неделю, а отдельные упражнения можно повторять в любой удобный момент: в автобусе, в долгой очереди, во время прогулки... Главное, чтобы речевая гимнастика не наскучила малышу, иначе он однажды просто откажется ее делать. А разнообразить занятия и закрепить результат можно при помощи прибауток и  рифмованных куплетов. Главное –почаще общаться с ребенком и порой просто слушать его, не перебивая. Успехов вам!
1. Песенка-разминка

Как и любую гимнастику, зарядку для языка (а также губ, щек, неба и легких) нужно начинать с разминки.
Предложите малышу сыграть веселую мелодию... на губах! Скажите: «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю». А теперь покажите ребенку, как можно исполнить мелодию, перебирая указательным пальцем по губам и произнося одновременно звук: «Б-б-б». Это не только полезно, но и забавно: ребенку обязательно захочется почувствовать себя таким необычным музыкантом-шутником.

2. Давай подразнимся!

Теперь самое время размять язычок. Предложите ребенку поиграть в дразнилки:

пусть он, просунув язычок между губами, произнесет звуки: «Бе-бе-бе», «Пе-пе-пе». Предложите ему поэкспериментировать: пусть попробует произносить любые звуки – скорее всего, смешно будет и вам, и самому малышу.

3. Клоун Петрушка

Поиграйте в цирк. Пусть ребенок представит себя веселым клоуном, который строит зрителям разные уморительные гримасы: то улыбается, то грустно опускает вниз уголки рта, то складывает губы трубочкой... Это упражнение, если его делать несколько минут подряд, может немного утомить ребенка: поэтому поддержите его, похлопайте малышу, как настоящему веселому циркачу.  Ведь он очень старался!

4. Лялечка плачет

Предложите ребенку подурачиться и изобразить совсем маленького младенца. Для этого надо произносить: «Уа-уа». Но так, чтобы губки активно работали. Чтобы не было скучно, чередовать это упражнение можно с «Эхом», произнося на такой же манер: «Ау-ау».

5. Запасливый хомячок

Расскажите малышу, что многие животные перед зимовкой делают запасы. Хомячки запасают зерно, а для этого носят его в норку не в лапках, а за щеками. А теперь малыш, словно хомячок, должен хорошенько вдохнуть, надуть щеки и удержать воздух в течение 3–5 секунд. Для реалистичности можно предложить ребенку пройтись так по комнате: «от амбара с зерном — к норе».

6. Любопытная улитка

У хомячка есть подружка – улитка. Она любит высовываться из своего домика и глядеть, что творится в мире. Пусть малыш сложит губы в трубочку (это будет голова улитки) и просунет через них кончик языка (это будут улиткины рожки).

Высунуться улитка должна 8–10 раз.

7. Рыбка-молчунья

Всем известно, что рыбки, хоть и открывают рот, но говорить совсем не умеют. Разве что пузыри могут в море пускать. Чтобы стать похожим на рыбку, надо открывать и резко закрывать рот, крепко смыкая губки: «иначе вода в рот затечет, а вода в море соленая, не-вкусная».

8. Злой волк

А теперь из соленого моря самое время перебраться в теплую волчью берлогу, которую охраняет сам ее хозяин – Серый Волк. Всех проходящих мимо он пугает страшным оскалом. Пусть и ребенок попробует «обнажить клыки»: для этого надо  сомкнуть зубы и развести губы в стороны. Теперь-то никто не осмелится потревожить сон серого охотника!

9. Веселая обезьянка

Чтобы изобразить смешную мартышку, надо просунуть язык между верхней губой и верхними зубами, а затем – между нижней губой и зубами. Обезьянки ужасно любят хвастаться тем, что могут дотянуться языком до носа, а потом до подбородка. Пусть ребенок попробует выполнить и это упражнение. А еще мартышки любят прятать за щекой бананы: только у нас вместо банана будет язычок: то он упрется в левую щечку, а то – в правую. Пусть малыш сделает это упражнение, а вы попробуете угадать – за какой щекой банан.

10. Говорящий ветерок

Чтобы изобразить говорящий ветерок, надо поднести кончик языка к небу и произнести: «Т-р-р, т-р-р, ветерок». И смешно, и весело, и полезно. Благодаря такому забавному упражнению автор этой статьи научилась в пять-шесть лет говорить букву «р». Каждое упражнение нужно повторять по 5–10 раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий